понедельник, 10 марта 2014 г.

Слова проговорки

Наверняка вы знаете людей, которые ответ на любой ваш вопрос начинают со слов: “Слушай”, “Смотри”, “Знаешь”. Я знаю. И еще я знаю, что каждый раз, когда я слышу протяжное “Слууушай”, я все меньше слушаю.


По смыслу это слова-призывы, но призыва в них нет. Более того, начав на них реагировать и отвечать на “Слушай” – “Слушаю”, на “Смотри” – “Смотрю”, на “Знаешь” – “Не знаю”, можно услышать: “Ты что издеваешься?”

Издеваешься? По-моему, издеваются люди, заставляющие нас слушать то, что лишено информации. Сюда же относятся все эти “типа”, “как бы”, “в принципе”, “по сути”, “достаточно”, “довольно”, “практически”. Нафаршированные ими фразы пусты и абстрактны. Пользы в них никакой (на то они и слова-паразиты), зато есть одно чудо-удобство – отсутствие конкретики.

А нет конкретики – нет и ответственности. За пустые слова можно не отвечать. Не зря их называют словами-проговорками. Я бы их назвал отговорками. Именно для отговорки их и используют. Когда вам говорят, что проект “практически готов”, стоит готовиться к срыву сроков. Хотя в принципе можно и поверить

Пока в нашей речи встречаются “в общем”, “как бы”, “в принципе”, то и верить нам будут “как бы”, “в общем” и “в принципе”.

О чем говорят слова-проговорки?

О сомнениях и желании перестраховаться. Где нет уверенности, появляются паузы. Но вместо того, чтобы спокойно все взвесить, мы заполняем их речевым барахлом. А между тем в молчании скрыта мощь убеждения. Не зря говорят: когда молчишь, умнее выглядишь. Так что конвертируем слова-паразиты в паузы и наслаждаемся собственной важностью.

Комментариев нет: