Эксперимент известного ученого, который доказал, что мнение толпы может повлиять на вашу собственную точку зрения и превратить вас в часть стада баранов
Вы часто поддаетесь чужим уговорам? Легко ли согласиться с чужой точкой зрения, которая противоречит Вашей? Правда за большинством? Большинство людей на такие прямые вопросы ответят отрицательно. Ведь они полноценные личности, которым претит неправильное мнение. Они ценят свою точку зрения и готовы головой биться за собственную правоту.
Откуда же тогда берется стадо баранов, которое, чтобы спрятаться от дождя, топчет людей ногами? Почему в классе все гнобят некрасивых девочек и слабых мальчиков? Почему выстраиваются очереди за брендовыми вещами, если в соседнем бутике есть аналогичные, да еще и дешевле?
На интересные рассуждения наталкивают такие вопросы. Оказывается, что многие, даже самые независимые личности, в душе ведомы. Порой, даже они сами этого не осознают. Такие утверждения не голословны.
Эксперимент Соломона Эша
Еще в 1951 году вопросом воздействия толпы на личность занялся психолог Соломон Эш. По всем традициям психологии, лучшее подтверждение теории – научный эксперимент. Соломон Эш набрал команду испытуемых, которым объясняли эксперимент, как обычную проверку зрения. Для этого на доске рисовали две черные линии, одна из которых была значительно короче другой. Перед испытуемыми ставился очевидный вопрос: «Какая из линий длиннее?» При этом в эксперименте участвовала сразу несколько человек (от восьми до десяти), которые вслух произносили ответы.
Соль эксперимента была в том, что из десяти человек, девять были подставными, они умышленно называли неправильный вариант ответа. Исследовалась реакция десятого, испытуемого, человека.
32 процента участников эксперимента согласились с мнением толпы и также назвали неправильный вариант ответа. Напомним, что было четко и ясно видно, какая из линий длиннее. Тем не менее, даже при таких обстоятельствах, толпе было доверия больше, чем самим себе. А теперь давайте представим, в какую цифру превратятся эти 32 процента, если ответ не будет очевиден?!
Именно на силе внушения и силе страха перед толпой и играют многие политики, бизнесмены и производители. Давайте, прежде, чем идти за толпой вспомним этот нехитрый эксперимент Соломона Эша и глубоко задумаемся о правильности своих действий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий